Если банк отказал в требовании об уплате банковской гарантии (причины разные) и учитывая, что поставщиком (подрядчиком) не исполнены обязательства по контракту или исполнены некачественно, можно ли банк обязать уплатить денежные средства? Данные мероприятия проводятся только через суд?

15 октября 2018, 10:15

Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (пункт 3);

- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (пункт 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, а также перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

При этом, по мнению Тывинского УФАС России, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту, заключенному в соответствии с Законом о контрактной системе, влечет гарантированное получение бенефициаром денежной суммы с гаранта, поскольку совокупность требований Закона о контрактной системе, в том числе предусмотренных в пункте 3 части 2, частями 3, 4 статьи 45 Закона о контрактной системе, дополнительными требованиями и перечнем документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005, не предусматривает возможности гаранта осуществить отказ в удовлетворении требования бенефициара на основании оценки обстоятельств исполнения основного обязательства.

Таким образом, при ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту именно заказчик уполномочен обратиться гаранту соответствующим заявлением с приложением перечня документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005.

В свою очередь, в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе разрешение данного спора не входит в компетенцию контрольного органа в сфере закупок (антимонопольного органа), в связи с чем, Тывинское УФАС России рекомендует при наличии разногласий оспорить действие (бездействие) принципала и гаранта в судебном порядке.

Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.

Наверх