Как по Республике Тыва устанавливаются цены на уголь? Есть ли у антимонопольного органа рычаги воздействия на поставщиков угля?

07 июля 2017, 16:00

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 239 утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Каменный уголь не включен в указанный перечень товаров народного потребления, соответственно, отпускная цена на каменный уголь является нерегулируемой и формируются на основании  экономически обоснованных затрат, понесенных при его добыче и реализации.

Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица (частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а именно, в соответствии с частью 1 указанной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Следовательно, в силу действующего законодательства не всякий субъект является объектом антимонопольного контроля. Объектом антимонопольного контроля является субъект, признанный в установленном порядке занимающим доминирующее положение на определенном рынке в границах определенной территории.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» розничный рынок каменного угля не относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Соответственно, в целях выявления круга субъектов, к которым применяется антимонопольное законодательство, используется механизм определения рыночной доли, ниже которой поведение хозяйствующего субъекта не регулируется. Организации, занимающие менее 35 % на товарном рынке, не подпадают под требования антимонопольного законодательства, касающиеся запрета на злоупотребления доминирующим положением.

Тывинским УФАС России в 2016 году проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тувинская горнорудная компания» (далее - ООО «ТГРК»). К проведению проверки в качестве эксперта привлечена исполняющая обязанности руководителя Службы по тарифам Республики Тыва.

В ходе проверки ООО «ТГРК» в адрес инспекции Тывинского УФАС России представлена калькуляция отпускной цены на каменный уголь за 1 тонну на 2013-2015гг.

По результатам изучения представленной калькуляции отпускной цены на каменный уголь установлено, что в 2014-2015гг. значительно увеличились расходы на приобретение горюче-смазочных и взрывчатых материалов при незначительном увеличении объемов добычи каменного угля, что связано с увеличением объемов автотранспортной вскрыши и ростом коэффициента вскрыши. Также увеличились расходы на НДПИ, что вызвано увеличением объемов добычи каменного угля на 19% по сравнению с 2013 годом и изменением квартальных коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ. При этом увеличение вышеназванных расходов не привело к значительному росту отпускной цены на каменный уголь за 1 тонну.

Таким образом, Тывинским УФАС России по результатам проверки в действиях ООО «ТГРК» признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

Наверх